Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
1. Очень полезны специальные пальчиковые краски, пластилин - его можно просто мять и разрывать на кусочки. Предложите ребенку игры с пуговицами: детям нравится перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки.
Грецкий орех
Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения - примерно 3 минуты.
Очень полезны пальчиковые игры- потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает пальчиками действия. Самый известный вариант такой игры - "Сорока-ворона".
Тренируйте артикуляционный аппарат ребенка, делайте зарядку для язычка.
Зёрнышки
Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено... И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зерна в кулаке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешивать в глубокой миске и др. Длительность выполнения каждого упражнения - 3 минуты.
2.Начиная с двухлетнего возраста полезно проводить артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек и уздечки.
Птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язык - "печник" сидит в гнезде и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
Лягушка. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Хоботок. Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть вперед губы "трубочкой". Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя шуба не напрягалась и не натягивать на нижние зубы.
Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
3. Развивайте речевое дыхание, используя следующие упражнения.
"Снежинки» (вам понадобятся: несколько кусочком ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток). Взрослый показывает, как сдуть "снежинки" с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение следует повторить 2-3 раза.
Дыхание влияет на звукопроизношение и качество голоса.
Придерживайтесь следующих рекомендаций:
*следите за правильным вдохом - через нос;
*плечи нельзя поднимать;
*выдох должен быть длительным, плавным;
*следите, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);
*каждое упражнение повторяйте не более 2-3раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).
Шарик. Сделать вдох через нос и надуть щеки воздухом, а затем
сдуть. Надуть одну щетку - сдуть, затем другую щеку - надуть и сдуть, надувать попеременно 4-5 раз.
Кораблик.
Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони
До Волги-реки!
Живые предметы
Возьмите любой карандаш. Положите на ровную поверхность. Предложите ребенку плавно подуть на карандаш. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
Шторм в стакане
Для этой игры необходимы трубочки для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется один конец трубочки, другой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтоб вода забурлила. Следите за тем, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Конфетти
Дуть на конфетти, рассыпанное на листе картона, так чтобы оно не разлеталось, а перемещалось.
Одуванчик
Упражнение проводиться на улице во время цветения одуванчиков. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Следите за правильностью выдоха!
Одуванчик, до чего ж
Ты на облачко похож.
Страшно даже и взглянуть:
Как бы облачко не сдуть.
4.Развиваем речевой слух.
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь, которая является основным средством общения. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Данные упражнения направлены на развитие слухового внимания ребенка.
Отгадай, что звучит?
Возьмите 3-5 звучащих по-разному игрушек. Предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону, поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и взять звучавшую игрушку.
Угадай, кто кричит?
Взрослый показывает ребенку картинку с изображением животного или игрушки и обыгрывает их, подражая крику соответствующего животных. Затем он просит малыша послушать и угадать, кто придет в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подает голос, подражая одному из животных. Ребенок угадывает, кто это?
О чем говорит комната?
Определение звуков в быту: звонок в дверь, телефон, закипающий чайник, шум воды, радио...
О чем говорит улица?
Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы через открытое окно: машина, троллейбус, ветер, дождь, гром, шум толпы...
Кто внимательный?
Рядом с ребенком разложить игрушки. Взрослый садится на расстоянии 2-3метров от ребенка и предупреждает, что сейчас он будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкции: "Возьми мишку и посади в машину", "Вынь мишку из машины", "Посади в машину куклу" и др. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания давать краткие, понятные, а произносить их четко.