Развиваем восприятие
- 1. Игра «КАКОГО ЦВЕТА НЕ СТАЛО?» (закрепление знания шести основных цветов и их оттенков, развитие внимания, зрительной памяти)
- Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры (шесть основных цветов и их оттенки), его просят внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребенок закрывает глаза, взрослый убрав один из предметов, просит малыша открыть глаза и сказать, карандаша какого цвета не стало.
- 2. Игра «НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ ФОРМУ» (закрепление знания геометрических форм, развитие внимания)
- Ребенку показывают образец определенной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Предлагают найти в комнате, квартире предметы такой же формы.
- 3. Игра «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ОЧКИ» (закрепление знания шести основных цветов и их оттенков,развитие внимания)
- Ребенку предлагают надеть «волшебные» (невидимые) очки, например* красные, и найти в комнате предметы данного цвета. После того как малыш выполнит задание, его просят сменить очки на другие (цвет может выбрать и сам ребенок). В конце игры можно определить, предметов какого цвета найдено больше.
- 4. Игра «ВЕЛИКИЙ ГУДВИН» (закрепление знания цвета, развитие моторики руки, речи, воображения)
Ребенка просят превратиться в волшебника и нарисовать «зеленый мир», «красный мир» и т.п. Затем рисунки можно обыгрывать, например, сочинять по ним сказки, изменять их, добавлять героев, дорисовывать детали.
- 5. Игра «ЦВЕТНЫЕ КОСИЧКИ» (закрепление знания цвета, развитие воли, тонкой моторики)
- Ребенку показывают, как сделать из ниток цветные косички для тряпичной куклы или для «оживления» рисунка человека. Лучше, если такое кропотливое задание предлагается для изготовления подарка члену семьи, другу и т.д. В этом случае у ребенка появляется стимул завершить работу.
- 6. Игра «ЗАКОЛДОВАННЫЕ ДЕРЕВЬЯ» (закрепление знания геометрических форм, развитие воображения и мышления)
- Взрослый предлагает ребенку используя конструктор или мозаику «создать» деревья из определенных геометрических фигур: треугольников и квадрата (ель); овала, прямоугольника (береза и др.); круга и треугольника (яблоня). Можно попросить нарисовать такие деревья.
- 7. Игра «ДОМАШНИЙ КАЛЕНДАРЬ» (развитие ориентации во времени)
- Чтобы закрепить знания о днях недели, месяцах, временах года, днях рождения близких и своего собственного, ребенку предлагается использовать яркий настенный календарь. Там он ежедневно любым знаком (например, кружочком или крестиком) отмечает прошедшие дни. Месяцы рекомендуется раскрашивать в соответствующие цвета (зима — синий, весна — зеленый, лето — красный, осень — желтый). Свой день рождения, дни рождения друзей и родственников ребенок выделяет специальным знаком (например, цветок или торт). Такая наглядная работа поможет дошкольнику преодолеть сложности с ориентацией во времени.
- 8. Игра «ХОЛОДНО — ГОРЯЧО; ПРАВО — ЛЕВО» (развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве)
- Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему.
Развиваем мышление
- 9. Игра «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ» (складывание рисунка из его частей)
- Берется любая открытка (лучше использовать изображение неживого мира) и разрезается на две равные части. Ребенка просят составить ее. Другая открытка разрезается на четыре части и так далее. Выполняя задание, ребенок ориентируется на рисунок, изображенный на открытке. Покупные мозаики и паз-лы помогают детям соотносить форму и цвет.
- 10. Игра «ПРИДУМАЕМ ЗАГАДКУ»
- Логика придумывания загадок сложна для дошкольника, поэтому начинать надо с внешних признаков окружающих предметов.. Например: «Большой, круглый, полосатый, а внутри красный» (арбуз). Затем добавляются функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, все дома очищает» (пылесос). Далее предлагаются сравнения и литературные загадки. Например: «Крашено коромысло через реку повисло» (радуга). Непонятные слова объясняются.
- 11. Игра «ЧТО ЛИШНЕЕ?»
Взрослый называет три (позже четыре) предмета, один из которых не подходит к данной классификации. Например: огурец, яблоко, помидор (овощи—фрукты); стул, стол, шкаф, платъе (мебель—одежда). Ребенок выделяет «лишний» предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой игре наглядную опору — картинки и предметы.
- Развиваем речь, слуховую память и внимание
- 12. Игра «ТЕЛЕФОН» (развитие слуховой памяти и слу
хового внимания) - В игре участвуют не менее трех игроков. Словесное сообщение передается друг другу, пока оно не вернется к первому игроку. Сообщение может состоять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное предложение.
- 13. Игра «РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ» (развитие контекстной речи, понятийного мышления)
- Ребенку предлагается составить рассказ по картинке. Используются смешные сюжеты, можно из комиксов,
- 14. Игра «РАССКАЗЫ ПО ПАМЯТИ» (развитие памяти, связной речи)
- Ребенка просят рассказать просмотренный недавно мультфильм.
- 15. Игра «СЛОВА» (развитие фонематического слуха)
Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус.. .»
- Развиваем мелкую моторику руки
- 16. Игра «ИГРЫ С «РАЗУКРАШКАМИ» (книги-тетра
ди для раскрашивания) - При развитии руки используются карандаши. Работа с фломастерами руку не развивает! Ребенку предлагают нанести крупную штриховку так, чтобы линии не выходили за контур рисунка. Детали могут быть разного цвета, с различными направлениями штриховки. Это веселое быстрое, полезно время работы сочинять истории о героях «разукрашки», которые попадают в «полосатую» страну. В этом случае развивается не только рука, но и речь.
- 17. Игра «БАБУШКИН ПОМОЩНИК»
- Ребенку предлагают перебирать крупу (маленькие кучки риса, пшена, гречки). Вязанье, плетенье, помощь при резке салата из овощей или фруктов также развивают руку, помогают малышу подготовиться к письму.
- Предложенные игры можно изменять, дополнять по своему усмотрению. Важно, чтобы были охвачены все необходимые для школьного обучения процессы, навыки, умения. Не спешите приглашать поиграть с вашим ребенком психолога или бабушку с дедушкой. Вы обкрадываете себя и малыша, лишаетесь чудесного общения. Так что найдите немного времени для совместных семейных игр.
- Когда ребенок научился играть в предложенные игры, попробуйте его проверить, используя тестовые задания.
- Задание 1 «НЕЗНАЙКИНЫ НЕБЫЛИЦЫ» (проверяется знание времен года, слуховое внимание)
- Незнайка сочинял истории, но, как обычно, все перепутал в них. Когда он стал рассказывать свои истории друзьям, все громко смеялись и говорили, что этого не бывает. Попробуй отгадать, что напутал Незнайка.
• Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теп
лые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках.
-
• Весной все звери готовятся к долгой спячке.
-
• Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.
- • Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цвета-
-
ми и собирать ягоды.
- Задание 2 «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» (проверяется зрительное внимание, память, знание цвета, развитие руки)
- Взрослый рисует цветок с семью лепестками: красным, желтым, голубым, розовым, коричневым, синим, оранжевым. Середина цветка — зеленая. Ребенку предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно такой же.
- Задание 3 «НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ САДОВНИК» (проверяется мышление, внимание, умение читать)
Садовник решил посадить новые плодовые деревья в саду, но он был очень невнимательным и купил на базаре 2 лишних пакетика с семенами. Помоги садовнику найти лишние пакетики, если на них написано: «Яблоня», «Груша», «Вишня», «Роза», «Слива», «Береза», «Персик».
- Задание 4 «ЗАБАВНЫЕ ФИГУРЫ» (проверяется знание форм, умение считать)
- Раскрась и сосчитай треугольники, квадраты и круги.
- Задание 5 «ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ» (проверяется слуховое внимание, логическое мышление)
- • Вася гостил в деревне неделю и пять дней. Сколько всего
-
дней он был в деревне? (12 дней.)
- • В комнате сидели три кошки. Сколько лап у всех вместе?
-
(12 лап.)
-
• Какое слово короче: «кот» или «кит»? (Они одинаковы.)
• Какое слово длиннее: «удав» или «червячок»? (Червячок.)
- Задание 6 «ЗАГАДКИ» (проверяется логическое мышление, речь, воображение) Придумай загадки про мяч и телевизор.
- Задание 7 «ЛЕСНАЯ ШКОЛА» (проверяется логическое мышление, слух, внимание, знание школьных правил)
В лесной школе шел урок. Первый раз ученики пришли в первый класс. Подскажи, кто из них ведет себя правильно, а кто нет. Объясни почему.
-
• Зайчонок внимательно слушал учителя и грыз вкусную
морковку.
- • У Лисенка сломалась ручка, и он шепотом попросил за-
-
пасную ручку у соседа.
- • Белочка тихо в парте играла орешками.
- • Медвежонку тяжело было сидеть на маленьком стуле и он
-
поднял лапу, чтобы попросить у учителя разрешения пересесть на другой стул, большой и удобный