Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 17» г.Сыктывкара
Версия сайта для слабовидящих

Статьи

« Назад

РАЗВИВАЕМ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 29.12.2017 16:31

Развиваем восприятие

1. Игра «КАКОГО ЦВЕТА НЕ СТАЛО?» (закрепление зна­ния шести основных цветов и их оттенков, развитие внимания, зрительной памяти)
Перед ребенком разложены цветные карандаши или фло­мастеры (шесть основных цветов и их оттенки), его просят вни­мательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребенок закрывает глаза, взрослый убрав один из предметов, просит ма­лыша открыть глаза и сказать, карандаша какого цвета не ста­ло.
2. Игра «НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ ФОРМУ» (закрепление зна­ния геометрических форм, развитие внимания)
Ребенку показывают образец определенной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Предлагают най­ти в комнате, квартире предметы такой же формы.
3. Игра «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ОЧКИ» (закрепление знания шести основных цветов и их оттенков,развитие внимания)
Ребенку предлагают надеть «волшебные» (невидимые) очки, например* красные, и найти в комнате предметы данного цвета. После того как малыш выполнит задание, его просят сменить очки на другие (цвет может выбрать и сам ребенок). В конце игры можно определить, предметов какого цвета найдено больше.
4. Игра «ВЕЛИКИЙ ГУДВИН» (закрепление знания цвета, развитие моторики руки, речи, воображения)

Ребенка просят превратиться в волшебника и нарисовать «зеленый мир», «красный мир» и т.п. Затем рисунки можно обыгрывать, например, сочинять по ним сказки, изменять их, добавлять героев, дорисовывать детали.

5. Игра «ЦВЕТНЫЕ КОСИЧКИ» (закрепление знания цве­та, развитие воли, тонкой моторики)
Ребенку показывают, как сделать из ниток цветные косич­ки для тряпичной куклы или для «оживления» рисунка чело­века. Лучше, если такое кропотливое задание предлагается для изготовления подарка члену семьи, другу и т.д. В этом случае у ребенка появляется стимул завершить работу.
6. Игра «ЗАКОЛДОВАННЫЕ  ДЕРЕВЬЯ» (закрепление знания геометрических форм, развитие воображения и мышления)
Взрослый предлагает ребенку используя конструктор или мозаику «создать» деревья из определенных геометрических фи­гур: треугольников и квадрата (ель); овала, прямоугольника (бе­реза и др.); круга и треугольника (яблоня). Можно попросить нарисовать такие деревья.
7. Игра «ДОМАШНИЙ КАЛЕНДАРЬ» (развитие ориента­ции во времени)
Чтобы закрепить знания о днях недели, месяцах, временах года, днях рождения близких и своего собственного, ребенку предлагается использовать яркий настенный календарь. Там он ежедневно любым знаком (например, кружочком или крести­ком) отмечает прошедшие дни. Месяцы рекомендуется раскра­шивать в соответствующие цвета (зима — синий, весна — зеле­ный, лето — красный, осень — желтый). Свой день рождения, дни рождения друзей и родственников ребенок выделяет специальным знаком (например, цветок или торт). Такая на­глядная работа поможет дошкольнику преодолеть сложности с ориентацией во времени.
8. Игра «ХОЛОДНОГОРЯЧО; ПРАВОЛЕВО» (разви­тие слухового восприятия, ориентировки в пространстве)
Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью ко­манд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холод­но». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в простран­стве со слов взрослого, можно использовать план-схему.

Развиваем мышление

9. Игра «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ» (складывание рисун­ка из его частей)
Берется любая открытка (лучше использовать изображение неживого мира) и разрезается на две равные части. Ребенка про­сят составить ее. Другая открытка разрезается на четыре части и так далее. Выполняя задание, ребенок ориентируется на ри­сунок, изображенный на открытке. Покупные мозаики и паз-лы помогают детям соотносить форму и цвет.
10. Игра «ПРИДУМАЕМ ЗАГАДКУ»
Логика придумывания загадок сложна для дошкольника, поэтому начинать надо с внешних признаков окружающих пред­метов.. Например: «Большой, круглый, полосатый, а внутри красный» (арбуз). Затем добавляются функциональные призна­ки: «Шумит, ворчит, глотает, все дома очищает» (пылесос). Далее предлагаются сравнения и литературные загадки. Напри­мер: «Крашено коромысло через реку повисло» (радуга). Непо­нятные слова объясняются.
11. Игра «ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Взрослый называет три (позже четыре) предмета, один из которых не подходит к данной классификации. Например: огу­рец, яблоко, помидор (овощи—фрукты); стул, стол, шкаф, платъе (мебель—одежда). Ребенок выделяет «лишний» предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой игре нагляд­ную опору — картинки и предметы.

Развиваем речь, слуховую память и внимание
12. Игра «ТЕЛЕФОН» (развитие слуховой памяти и слу­
хового
внимания)
В игре участвуют не менее трех игроков. Словесное сообще­ние передается друг другу, пока оно не вернется к первому иг­року. Сообщение может состоять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное предложение.
13. Игра «РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ» (развитие кон­текстной речи, понятийного мышления)
Ребенку предлагается составить рассказ по картинке. Ис­пользуются смешные сюжеты, можно из комиксов,
14. Игра «РАССКАЗЫ ПО ПАМЯТИ» (развитие памяти, связной речи)
Ребенка просят рассказать просмотренный недавно мульт­фильм.
15.      Игра «СЛОВА» (развитие фонематического слуха)
Дети по очереди называют слова, где последняя буква пре­дыдущего слова является началом следующего. Например: «ар­буз-зонт-троллейбус.. .»
Развиваем мелкую моторику руки
16. Игра «ИГРЫ С «РАЗУКРАШКАМИ» (книги-тетра­
ди
для раскрашивания)
При развитии руки используются карандаши. Работа с фло­мастерами руку не развивает! Ребенку предлагают нанести круп­ную штриховку так, чтобы линии не выходили за контур ри­сунка. Детали могут быть разного цвета, с различными направ­лениями штриховки. Это веселое быстрое, полезно время работы сочинять истории о героях «разукрашки», которые попадают в «полосатую» страну. В этом случае разви­вается не только рука, но и речь.
17. Игра «БАБУШКИН ПОМОЩНИК»
Ребенку предлагают перебирать крупу (маленькие кучки риса, пшена, гречки). Вязанье, плетенье, помощь при резке са­лата из овощей или фруктов также развивают руку, помогают малышу подготовиться к письму.
Предложенные игры можно изменять, дополнять по свое­му усмотрению. Важно, чтобы были охвачены все необходимые для школьного обучения процессы, навыки, умения. Не спеши­те приглашать поиграть с вашим ребенком психолога или ба­бушку с дедушкой. Вы обкрадываете себя и малыша, лишаетесь чудесного общения. Так что найдите немного времени для со­вместных семейных игр.
Когда ребенок научился играть в предложенные игры, по­пробуйте его проверить, используя тестовые задания.
Задание 1 «НЕЗНАЙКИНЫ НЕБЫЛИЦЫ» (проверяется знание времен года, слуховое внимание)
Незнайка сочинял истории, но, как обычно, все перепутал в них. Когда он стал рассказывать свои истории друзьям, все громко смеялись и говорили, что этого не бывает. Попробуй от­гадать, что напутал Незнайка.

         •    Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теп­
лые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках.

•    Весной все звери готовятся к долгой спячке.

•    Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.

•    Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цвета-

ми и собирать ягоды.

Задание 2 «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» (проверяется зри­тельное внимание, память, знание цвета, развитие руки)
Взрослый рисует цветок с семью лепестками: красным, жел­тым, голубым, розовым, коричневым, синим, оранжевым. Середина цветка — зеленая. Ребенку предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно такой же.
Задание 3 «НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ САДОВНИК» (проверя­ется мышление, внимание, умение читать)

Садовник решил посадить новые плодовые деревья в саду, но он был очень невнимательным и купил на базаре 2 лишних пакетика с семенами. Помоги садовнику найти лишние паке­тики, если на них написано: «Яблоня», «Груша», «Вишня», «Роза», «Слива», «Береза», «Персик».

Задание 4 «ЗАБАВНЫЕ ФИГУРЫ» (проверяется знание форм, умение считать)
Раскрась и сосчитай треугольники, квадраты и круги.
Задание 5 «ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ» (проверяется слуховое внимание, логическое мышление)
•  Вася гостил в деревне неделю и пять дней. Сколько всего

дней он был в деревне? (12 дней.)

•  В комнате сидели три кошки. Сколько лап у всех вместе?

(12 лап.)

•    Какое слово короче: «кот» или «кит»? (Они одинаковы.)

•    Какое слово длиннее: «удав» или «червячок»? (Червячок.)

Задание 6 «ЗАГАДКИ» (проверяется логическое мышле­ние, речь, воображение) Придумай загадки про мяч и телевизор.
Задание 7 «ЛЕСНАЯ ШКОЛА» (проверяется логическое мышление, слух, внимание, знание школьных правил)

В лесной школе шел урок. Первый раз ученики пришли в первый класс. Подскажи, кто из них ведет себя правильно, а кто нет. Объясни почему.

•  Зайчонок внимательно слушал учителя и грыз вкусную

морковку.

•  У Лисенка сломалась ручка, и он шепотом попросил за-

пасную ручку у соседа.

•    Белочка тихо в парте играла орешками.
•    Медвежонку тяжело было сидеть на маленьком стуле и он

поднял лапу, чтобы попросить у учителя разрешения пе­ресесть на другой стул, большой и удобный


При содействии: ООО "Линия Безопасности"