Из опыта работы музыкального руководителя Пазюра Н.В.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка в будущем счастливым, полноценным членом общества, нашедшем свое место в жизни. Для этого человек должен быть человеческой индивидуальностью, личностью.
Считается, что игра на детских музыкальных инструментах интересная и полезная музыкальной деятельности детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству В процессе обучения на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.
Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. Например, при игре на металлофоне обращайте внимание на то, как и куда производится удар, чтобы получить свободный и четкий звук. Металлофоны бывают разные по внешнему виду, пластинчатые и трубчатые, у нас в дошкольном учреждении только трубчатые с цифровым и цветовым обозначением. Не зная нот и цифровых обозначений, дети сначала учатся куда ударять молоточком, через одну или две трубочки, т.к. цвет трубочек не у всех металлофонов одинаковый. Постепенно дети понимают для чего внизу обозначены цифры, а поскольку их дети знают хорошо, то в скором времени многие могут ориентироваться в них.
Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.
После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах - струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах.
Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.
Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа:
на первом - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры,
на втором - подбирают попевки,
на третьем - исполняют их по своему желанию.